Страничка педагога-психолога МАОУ "СШ"Успех" г. Хабаровск Липина Юлия Николаевна

Что такое детская агрессия/ агрессивность?

Что такое детская агрессия/ агрессивность?

Картинки по запросу детская агрессивность 

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, носящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или  вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Агрессия – это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, - это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают  от неудовлетворения «базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку». Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал SOS крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.

Особенности семей агрессивных детей

Причины появления агрессии

  • Стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
  • Повсеместная демонстрация сцен насилия;
  • Нестабильная социально-экономическая обстановка;
  • Индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.);
  • Социально-культурный статус семьи и т.д.

Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и младшего школьного ВОЗРАСТА

 

  1. Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.
  2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
  3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
  4. Завистливы и мнительны.
  5. Часто сердятся и прибегают к дракам.

 

О ребенке,  у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно  устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными.

 

 

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

 

  1. Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
  2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
  3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
  4. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
  5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
  6. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствуют чувства вины, лтбо вина проявлена очень слабо.
  7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
  8. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
  9. в отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
  10. слабо развит контроль над своими эмоциями.
  11. слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
  12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
  13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
  14. не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
  15. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

 

Дети имеют высокий уровень личностной тревожности, нередко имеют неадекватную оценку (чаще низкую), чувствуют себя отверженными.

Картинки по запросу детская агрессивность

Причины агрессивности детей

И методы их коррекции

 

  1. Недостаток двигательной активности, физической нагрузки.
  2. Дефицит родительского внимания и неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии.
  3. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия родительским ожиданиям).
  4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье.
  5. Косвенно стимулируемая агрессивность.

Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков.

 

Попробуйте определить, насколько агрессивен ваш ребенок с помощью анкеты для родителей:

 

Критерии агрессивности у ребенка

Проверьте, если тревожитесь об излишних проявлениях агрессии вашим ребенком. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оцени­вается в 1 балл.

 

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отпла­тить тем же.
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбива­ет, потрошит.
  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют тер­пение.
  7. Он не прочь подразнить животных.
  8. Переспорить его трудно.
  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
  12. Часто не по возрасту ворчлив.
  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
  15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти
    виноватых.
  16. Легко ссорится, вступает в драку.
  17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
  18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
  19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
  • Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Высокая агрессивность — 15—20 баллов.

Средняя агрессивность —7—14 баллов.

Низкая агрессивность — 1—6 баллов.

 

Работа с агрессией детей должна проводиться в трех направлениях:

 

  1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
  2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
  3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию,
    сопереживанию и т. д.

Рекомендации для родителей

в поведении с агрессивными детьми

  1. Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную руку, окрикните ребенка.
  2. Покажите ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем  более людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
  3. Установите четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
  4. Предоставьте детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них сочувствия, сопереживания.
  5. Обучайте альтернативным способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции.
  6. Используйте в работе с детьми элементы изотерапии.

 

 

Рекомендации в действиях с ребенком

Предложите:

  • Подраться с подушкой;
  • Использовать физические силовые упражнения, боксируя с мягкой игрушкой;
  • Рвать бумагу;
  • Нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком;
  • Использовать «мешочек для криков»;
  • Поколотить стол надувным молотком;
  • Сложить бумажный кораблик и ванной и т.д. комнате потопить его, бросая орехами, мячиками для пинг-понга, маленьким поролоновым мячиком.

 

Можно поиграть с ребенком в подвижные игры на снятие агрессивного поведения.

«ОБЗЫВАЛКИ» (Н. Л. Кряжева, 1997)

          Цель: Снять вербальную агрессию, помочь ребенкувыплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: «Передавая мяч по кругу, давайте называй всех присутствующих разными необидными и словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты... морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заклю­чительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: "А ты... солнышко!"»

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обид­чивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, пре­дупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

 

«ДВА БАРАНА» (Н. Л. Кряжева, 1997)

           Цель:   Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку

возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение направить энергию детей в нужное русло.

Взрослый встает в пару с ребенком и читает текст «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — проти­востоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно доль­ше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Необходимо соблюдать «технику безопасности», внима­тельно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы, если это 2 ребенка.

«ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ» (Н. Л. Кряжева, 1997)

           Цель : Научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и со­переживать.

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Давай возьмемся за руки. Мы — одно боль­шое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага впе­ред, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

______________________________________________________________

«ТУХ-ТИБИ-ДУХ» (К. Фопель, 1998)

          Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил.

«Я сообщу тебе по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и ра­зочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, не­обходимо сделать следующее. Сейчас ты начнешь ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только захочется поговорить, остановись напротив одного из участни­ков, посмотри ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнеси волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжай ходить по комнате. Время от времени останав­ливайся перед кем-либо и снова сердито-пресердито про­износи это волшебное слово.

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо го­ворить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед тобой».

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети долж­ны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через неко­торое время они не могут не смеяться.

 

 

«ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ» (И. В. Шевцова)

              Цель:  Снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить                   чувственное восприятие, способствовать гармонизации отношений между ребенком и взрослым.                    Описание игры: Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предла­гается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прика­сался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, коле­ну, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

«ТОЛКАЛКИ» (К. Фопель, 1998)

             Цель: Научить детей контролировать свои движения.

Скажите следующее: «Разбейтесь на пары. Будьте сами партнером, если нет еще одного ребенка. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего парт­нера. По сигналу ведущего начните толкать своего напар­ника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто ус­танет, может сказать: «Стоп».

Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

«ЖУЖА» (Н. Л. Кряжева, 1997)

              Цель: Научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную      возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижа­ют, не задумываясь об этом.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все осталь­ные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагива­ются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей»,

Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

«РУБКА ДРОВ» (К. Фопель, 1998)

                  Цель: Помочь детям переключиться на активную деятельность

после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопив­шуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно дер­жать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свобод­ного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: "Ха!"»

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

 

«ГОЛОВОМЯЧ» (К. Фопель, 1998)

               Цель:  Развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг   другу.

Скажите следующее: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на ко­лени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате».

 

Оставить комментарий: