Почему дети не успевают в начальной школе?
Причина, по которой ребенок не успевает в школе, это не одна, а целая совокупность ряда причин, перетекающие друг в друга. Условно эти причины разделяют на три группы: биологические, социальные и эмоциональные.
Школьные навыки не заложены в человеке от природы. Поэтому их необходимо тренировать и развивать. От того, насколько ребенка обучат этим качествам, будет зависеть его дальнейшие успехи и способности в школе. Ответственность за обучение несут родители и школа. Кроме того, уровень приобретенных школьных навыков неизбежно скажется на личных особенностях характера ребенка в будущем. Рассмотрим подробнее некоторые причины неуспешности в школе.
Биологические причины
— Ребёнок не достиг школьной зрелости. Такие же проблемы случаются у детей, которые в дошкольный период очень часто и долго болели. Если вы не будете спешить и оставите своего ребенка еще на год дома и будете с ним заниматься по программе шестилеток, это значительно снизит риск его дальнейшего отставания во время школьного обучения;
— Ребёнок — левша. Ведущая рука – левая, вам стоит только запастись терпением, и ни в коем случае не переучивать ребенка писать другой рукой. Это только отобьет у него охоту учиться и может привести к появлению трудностей при обучении. У школьника портится почерк, темп работы заметно падает, появляются ошибки и пропуски при написании слов;
— Дети с нарушениями определённых функций (кратковременной или долговременной слуховой памяти, образного восприятия, процессов анализа или обобщения, умственной работоспособности и т. д.);
— Ведущая репрезентативная система – это система восприятия и понимания информации. Аудиальная (слуховой канал информации) – материал понимается через объяснение педагога, визуальная (зрительные образы) – материал понимается с доски или книги, кинестетическая (обонятельно-осязательный канал информации) — через органы чувств, либо материал пропускается через движения, жесты, действия.
Педагог сталкивается с тем, что у каждого ребенка в классе свой стиль работы, свой характер, свои любимые методы работы. И причина трудностей, возникающих у детей на уроках, в том, что учитель не умеет использовать индивидуальные особенности школьников в педагогическом процессе наиболее эффективно.
Социальные причины
— Неправильно подобранная программа обучения. К примеру, ребенка, который художественно одарен, записывают в математический лицей;
— Педагогическая запущенность ребенка. И не обязательно речь здесь идет об опустившихся родителях употребляющих алкоголь или наркотики. Педагогически запущенные дети встречаются в совершенно нормальных, очень приличных и даже в очень обеспеченных семьях. Нравится нам это или нет, но детей к школе сегодня нужно готовить;
— Непрофессионализм педагога, его личные проблемы, которые он переносит (проекция) на детей;
— Конфликт между педагогом и родителями, отражающийся на ребенке;
—Нездоровая атмосфера в классе, замыкающаяся на педагоге (например, насаждаемое учителем фискальство).
Эмоциональные причины:
— Личностный конфликт или просто непонимание между учителем и учеником. Иногда это просто несовпадение темпераментов. К примеру, девочка — флегматик отказывалась идти в школу и вообще учиться, утверждая, что испытывает ненависть к учительнице. После разбора причин этой ненависти выяснилось, что учительница (между прочим, имеющая звание «заслуженный учитель») — холерик, мгновенно вспыхивает и гаснет, выражая свои эмоции. Девочке перепады настроения педагога были непонятны (она сама с трудом «заводилась», но потом так же с трудом «остывала»), и в конце концов девочка решила, что учительница просто «все врет», не испытывая на самом деле ничего. Находиться рядом с постоянно лгущим человеком ей было очень тяжело, и в качестве способа борьбы она избрала свойственный флегматикам уход из ситуации, то есть решила в школу больше не ходить;
— Конфликт с одноклассниками, отсутствие дружеских отношений. Практически ни у одного ребенка, которого дразнят или избегают, не появится желание идти в школу и обучаться. Он испытывает постоянное нервное напряжение и стресс. В результате страдает успеваемость.
Рекомендации
Необходимо установить причину (или причины) неуспеваемости. Для этого во всех случаях нужно посоветоваться со специалистом. Оптимальным вариантом здесь была бы «трехсторонняя» встреча преподаватель, родители и школьный психолог. Такая встреча необходима исключительно в интересах ребенка: «как помочь!», а не для того, чтобы установить: «кто виноват?»
1. В первую очередь необходимо подумать о правильном налаживании режима работы и отдыха ребенка.
2. Для детей с нарушениями каких-то определенных функций, например кратковременной или долговременной слуховой памяти, образного восприятия, процессов анализа или обобщения, умственной работоспособности и т. д., необходимы специальные коррекционные занятия, для восстановления и тренировки отстающих в развитии функций. После соответствующих занятий объем кратковременной памяти возрастает, ребенок начинает понимать, что, собственно, он читает или пишет, и, естественно, резко улучшается успеваемость по этим предметам. Со специфическими нарушениями школьных навыков (такими, как дисграфия и т. п.) работают по специальным программам педагоги, логопеды или школьные психологи.
3. Если ребенок — левша, то, главным способом «терапии» его школьных неуспехов является всемерная поддержка и вселение уверенности в то, что имеющиеся трудности временные и будут успешно преодолены. Левшей никогда не ругают за двойки по письму. Левшам как можно раньше, на доступном им уровне, разъясняют особенность их психомоторного устройства, раскрывают их сильные и слабые стороны.
Родителям следует взять на вооружение простую истину: у младших школьников самооценка еще только формируется, ребенок не становится сильнее и умнее от перечисления и многократного повторения списка его недостатков.
4. Для формирования целостного образа себя дети младшего школьного возраста стремятся вести себя в соответствии с тем, что о них говорят значимые взрослые. Значимые взрослые — это родители, бабушка с дедушкой, старшие братья или сестры, учителя в школе. Осознали ответственность? Оценка должна быть взвешенной и аккуратной. Ресурс, на который будет опираться ребенок в своем росте, совершенствовании и преодолении имеющихся недостатков развития, должен быть подлинным, иначе ребенок потерпит неудачу и перестанет вам верить.
5. Если ваш ребенок не успевает в начальной школе, никогда не ругайтесь со школьным педагогом своего ребенка. Ничего хорошего из этого не выйдет, а вот плохое запросто может воспоследовать. Что бы ни говорил вам педагог, даже если вы с ним категорически не согласны, никогда не спорьте. Можете задавать вопросы, можете уточнять, объяснять причины или спрашивать совета. Психическое здоровье ребенка, безусловно, дороже ваших сомнительных «побед» в борьбе с педагогом. В конце концов, плохих педагогов не меньше, чем плохих продавцов или инженеров, а сколько у вас детей?
6. Если речь идет о конфликте ребенка со всем классом (включая или не включая преподавателя), то ваша тактика должна быть кардинально другой. Здесь не поможет перевод ребенка в другой класс или школу. Все свои проблемы он перенесет туда с собой. Необходимо разобраться, в чем причина нарушения коммуникации ребенка со сверстниками и, если надо, обратиться к специалисту, и тогда имеющиеся нарушения будут откорректированы.