Рекомендации педагогам по индивидуальной работе с детьми с разными ведущими каналами восприятия информации.
Конечно же, при обучении, воспитании необходимо учитывать особенности восприятия и переработки информации. Это относится и к родителям, и к педагогам и к воспитателям. Важно работать и общаться с ребенком на "его языке".
Направления работы |
Аудиалы |
Визуалы |
Кинестетики |
Замечания |
сказать шепотом " ш-ш- ш", делать словесные замечания |
покачать головой, сделать замечание взглядом, погрозить пальцем; |
положить руку на плечо, взять за руку и отвести, т.е. прикоснуться. |
При общении |
используйте вариации голоса (громкость, паузы, интонации); |
Употребляйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение, можно пункты в книге, использовать таблицы, наглядные пособия; |
Используйте жесты, прикосновения, довольно медленную речь, позволяйте ему "обыгрывать" информацию. |
При выполнении ребенком домашнего задания |
не делать замечания, когда он в процессе за- поминания издает звуки, шевелит губами; |
позволить проговаривать действия. разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д.; |
Не заставлять сидеть долго неподвижно, давать возможность моторной разрядки (сходить в другую комнату, встать и попрыгать...). |
Организация запоминания |
Запоминает, слушая. Читать вслух, обеспечить тишину. |
Помнит то, что видел, запоминает картинами, важно постоянно видеть объект запоминания. |
Помнит общее впечатление; Разрешить вертеть в руках предмет. |
Как посадить на занятие |
Ближе к учителю, воспитателю, т.к. должен все услышать. |
Подальше от окна, чтобы не отвлекался на разглядывание. |
Желательно посадить одного, дать больше места, обеспечить удобную позу. |
Характеристика детей с разными каналами восприятия
Аудиалы |
Визуалы |
Кинестетики |
Легко отвлекается. Легко повторяет услышанное. Задумавшись, разговаривает сам с собой. Шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически. Предпочитает счет и письмо. В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии. Чувствителен к интонации. |
Организован, наблюдателен, как правило спокойный. С трудом запоминает словесные инструкции переспрашивает), при этом – хороший рассказчик. Хорошо помнит то, что видел. При разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким. Имеет живую, образную фантазию. |
Отвечает на физическое поощрение. При общении стоит близко, касается людей. Обилие движений, много жестикулирует. Раннее физическое развитие. Лучше обучается, делая. При чтении водит пальцами. Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким. Хорошо помнит общее впечатление о событии. |